Закрыть ... [X]

Скачать файл


ИЗРАЗЦЫ ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт-Петербурга Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна

ИЗРАЗЦЫ

ГБОУ СОШ № 591 Невского района

Санкт-Петербурга

Учитель изобразительного искусства:

Остова Тамара Анатольевна


История появления изразцов в России

История появления изразцов в России

  • Изразцы – старинное слово, пришедшее к нам из Византии и стран Балканского полуострова, где раньше мечети и дворцы украшались керамическими глазурованными плитками. В суровых климатических условиях Российской империи господствовали в те времена суровые тона, пока зодчие не стали вносить яркие краски в оформлении домов благодаря изразцам.

В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки <i>4 класс узорочье теремов</i> из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток - «кафель».
  • В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток — «кафель».

В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.
  • В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.

Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.
  • Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.

Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.
  • Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.

Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.
  • Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.


Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.
  • Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.

Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.
  • Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.

. До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался  такой же как и в день когда его вынули из печи!
  • . До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался  такой же как и в день когда его вынули из печи!

Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.
  • Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.


Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.
  • Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.
  • Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.

Изразцовая печь 18 века

Изразцовая печь

18 века

  • Изразцовые печи появились в России еще в XVI веке, то есть в допетровские времена.
  • В результате сформировался самобытный старорусский стиль, для которого характерна разноцветная роспись, замысловатые сюжеты и сложный растительный орнамент. Надо сказать, что изразцовые печи сооружались в царских резиденциях, боярских теремах, домах богатых горожан.

Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.
  • Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.

Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.
  • Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.



Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, - все это до сих пор можно
  • Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, — все это до сих пор можно «прочитать» на изразцах, сохранившихся из прошлых веков.

Практическая работа

Практическая работа

  • Как правильно одеть печку?


Используемые интернет-ресурсы

Используемые интернет-ресурсы

  • http://kak-svoimi-rukami.com/2013/04/izrazcy-dlya-pechej-i-kaminov-kak-ix-delayut-ix-plyusy-i-minusy-foto /
  • http:// изразцы.рф / articles/tiles.html
  • http://realprojoe.com/istoriya-russkix-izrazcov /
  • http:// informvest.ru/919-iskusstvo-vydelki-izrazcov.html

Post navigation


Источник: http://evostudy.ru/prezentacija-k-uroku-izobrazitelnogo-iskusstva-v-4-klasse-uzoroche-teremov-izrazcy-po-programme-b-m-nemenskogo/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Узорочье." Буквы оригами схемы

4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов 4 класс узорочье теремов

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ